Для полной функциональности сайта необходимо включить JavaScript.
Новые книги издательства Питер по цифровой фотографии (2005 г.)
Начала цифровой фотографии
Автор: Бояров П.И.
Издательский дом "Питер", 2006
[заказать]
Этого слова нет в энциклопедических справочниках. Оно кого-то шокирует. Его место — в фотографическом сленге. Некоторые высококультурные люди предпочитают употреблять выражение «размытость (нерезкость) изображения, возникшая в результате нестабильности фотокамеры», отличая тем самым шевеленку от «смаза», то есть от «размытости (нерезкости), возникшей в результате движения объекта съемки». Смаз может иметь место, даже если камера стоит на штативе. Шевеленка — оплошность снимающего. Если у Вас дрожат руки или Вы слишком грубо нажимаете на спусковую кнопку, Вашим фирменным знаком будет шевеленка.
Смаз движущегося объекта в прежние времена порицался. В фотографических учебниках помещали специальные таблицы, где указывались максимально длительные выдержки, при которых еще можно было снять несмазанным человека идущего, бегущего, скачущего на лошади, едущего на велосипеде и т. д., в зависимости от угла его движения по отношению к оси объектива. Так, если человек шел к Вам (или от Вас), то допускалась более продолжительная выдержка, чем тогда, когда он пересекал кадр. Сейчас все это вспоминаешь с ностальгической улыбкой. Смазанное изображение применяется как выразительное средство, передающее стремительную скорость (ил. 4.1).
4.1. Съемка проводкой
На практике сплошь и рядом смаз от движения объекта соседствует на фотографии с шевеленкой (ил. 4.2). В этом кадре, сделанном с выдержкой 1/4 секунды, заметно, что нерезкость от шевеленки в нижней части кадра (на туловище персонажа) существенно меньше, нежели нерезкость смаза головы, что явилось следствием ее движения с большей скоростью.
4.2. Смаз и шевеленка "в одном флаконе"
Что касается шевеленки, конечно, тоже нельзя полностью исключить ее эстетического освоения, но прежде следует научиться правильно держать камеру, чтобы избегать ее нестабильности, приводящей к размазыванию целиком всей картинки. Правда, изобретены специальные оптические компенсаторы, призванные спасать изображение от сдвижек под действием толчков и вибраций. Но фотограф, умеющий верно держать аппарат, тем самым расширяет диапазон «безопасных» выдержек еще больше. В то время как не владея этим навыком, Вы обрекаете себя на необходимость приобретения исключительно дорогой техники, причем все равно коридор допустимых выдержек неизбежно сужается.
4.3.
Первое. Не вдаваясь в тонкости, заметим, что большинство фотолюбителей в процессе визирования и съемки поднимают руки с аппаратом так, что они отрываются от туловища (ил. 4.3). Рука, поддерживаемая только усилием мышц, больше подвержена тремору, быстрее устает и, следовательно, вероятность дестабилизации еще больше возрастает. Так что отучайтесь задирать локти. Напротив, привыкайте держать их прижатыми к грудной клетке (ил. 4.4).
4.4.
Второе. В процессе визирования через оптический видоискатель прижимайте фотоаппарат к голове, то есть ко лбу и к носу. Не смущайтесь, что нос при этом деформируется. Кроме Вас этого не заметит никто. А когда Вы опустите камеру, Ваш нос мгновенно примет исходную форму и вновь станет безупречно красивым.
Третье. Укоротите наплечный ремешок таким образом, чтобы при визировании он натягивался (ил. 4.5). Туго натянутый ремень объединяет аппарат и его владельца почти в монолит.
4.5.
Четвертое. Правую ладонь следует подставить снизу под корпус аппарата так, чтобы она противостояла давлению указательного пальца на спусковую кнопку (ил. 4.6). Если поддерживать камеру не за счет упора в ладонь, а за счет зажима ее пальцами правой руки (ил. 4.7), стабилизация потребует значительных усилий. Рука при этом быстрее устает, а вероятность шевеленки возрастает.
4.6.
4.7.
Пятое. Следует научиться нажимать на спусковую кнопку быстро, но мягко и не рывком, сбивающим камеру с установленного направления.
Шестое. Парадоксальное обстоятельство: чем аппарат легче, тем больше вероятность шевеленки. Оптимальный вес аппарата — между 300 г и 2 кг. Более устойчивы тяжелые камеры (но таковых среди любительских цифровых не найти).
Седьмое. Все сказанное выше имеет отношение не только к кадрированию горизонтальным форматом, но остается справедливым также при съемке вертикальных кадров. Неизбежные при повороте изменения функций попытайтесь компенсировать выбором того или другого положения (ил. 4.8), поскольку есть возможность держать камеру и правой (по руке) стороной книзу, и наоборот. Оба этих положения имеют свои достоинства и недостатки и применяются в зависимости от ситуации. Менее стабильно (как уже говорилось) удерживание не прижатой к корпусу рукой. Тому, кто решительно выбирает прием вертикального кадрирования за счет подъема правой руки, особенно рекомендую научиться прижимать локоть (ил. 4.9).
4.8.
4.9.
Восьмое. В силу сказанного в предыдущем абзаце постарайтесь найти для руки с камерой опору, например облокотитесь на собственное колено (ил. 4.10) или на плечо друга (он должен быть готов к этому и стоять, как скала, а не вздрагивать от вашего прикосновения) либо на чтонибудь устойчивое, скажем, на стенку, притолоку, дверь и т. д.
4.10.
Один мой знакомый опирал аппарат на голову своей спутницы, кажется, она его покинула. В конце концов, лучше опереться на что-то боком, спиной, затылком, тазом, нежели оставаться в неустойчивом положении. Дополнительная точка опоры не только увеличивает физическую стабильность, но и добавляет психологической комфортности. Последнее немаловажно с точки зрения исключения нервозности, создающей предпосылки для шевеленки от тремора.
Должен добавить, что все сказанное относительно способов удерживания камеры не очень сложно проштудировать, но не так просто освоить, а еще труднее довести до уровня навыка. В процессе самообучения человек приспосабливает фотоаппарат под себя и сам приспосабливается к нему. При этом каждый нарабатывает некоторые только ему присущие специфические приемы, обусловленные индивидуальными особенностями собственной анатомии.
До сих пор мы говорили только о роли правой руки. Левая рука при работе исполняет функцию дополнительной, но не основной опоры. Научитесь стабильно держать камеру одной правой рукой. Это выручит Вас во множестве нештатных ситуаций, когда другая рука понадобится, например, для того, чтобы повиснуть на ней или отмахнуться от назойливого приставалы, или подстраховаться от каких-то иных неприятностей. Редко-редко приходится фотографировать одной левой рукой. Но это, скорее, удел профессионала, а не любителя.
Шевеленке больше подвержены кадры, снятые длиннофокусной оптикой (или зум-объективами в положении «Tele»). Это понятно: чем шире угол зрения, тем незаметнее угловой сдвиг. При угловом поле 180° смещение оптической оси на полградуса хотя и будет заметно как некоторая нерезкость изображения, но в целом не помешает распознать картинку, пропадут только ее мельчайшие детали. Если же мощный телеобъектив охватывает, скажем, всего один угловой градус, то поворот на ту же половинку градуса приведет к смещению на половину всей картинки. Тут уж об идентификации снятого сюжета говорить не приходится.
И еще. Нестабильность возрастает в стрессовых условиях. Каждый знает, как увеличивается дрожание конечностей при физических и психологическом напряжении. Тут Вам особенно пригодятся навыки, доведенные до уровня рефлексов. Но хочу предупредить: опасных ситуаций при фотографировании следует избегать. Хорошие снимки никак не связаны с повышенным риском. Даже опытные профессионалы приносят из конфликтных зон преимущественно сущую ерунду. Особенно обидно, когда знакомишься с посмертными публикациями репортеров и видишь, ради каких невнятных, шевеленых и невыразительных снимков человек пошел на смерть. Безобидный обиходный пример. Замечено, что люди хватаются за фотоаппарат, оказавшись на высоте. Психологический феномен состоит в том, что находящегося на колокольне или на крыше человека охватывает упоительное чувство вознесения, и он переносит это свое ощущение свободного полета на отснятые кадры. Однако при рассматривании фотографий никому другому те окрыляющие впечатления не передаются, и ни у кого другого (кроме самого автора) тот «эффект полетевшей крыши» не возникает.
Конечно, известны исключения из правил, есть мастера, замечательно работающие в горячих точках. Но их считанные единицы, а действительно достойных фотографий с «поля боя» за более чем полтора столетия с момента изобретения фотографии наберется, думаю, всего несколько сотен. Да и то в большинстве своем они не воспринимаются в полной мере без специальных комментариев. Не уверен, что начинать занятия фотографией нужно с того, чтобы доказывать кому-то свою отвагу (или чтобы посрамить меня). Вопрос о цели фотографирования уже косвенно был поставлен в начале этой книги, и мы к нему еще вернемся в конце. А пока желаю успехов в деле обретения полезных навыков.
Тому, кто сочтет не важными для себя приведенные выше сведения о навыках, позже все равно придется переучиваться, а это сложнее, чем выучиться верно с самого начала. От необходимости их освоить может быть освобожден только тот, кто не примет всерьез сказанное выше о том, что качество снимков нередко обратно пропорционально личной храбрости фотографа, да и то, если останется цел. Минздрав, как говорится, предупреждает: излишняя отвага вредит здоровью и качеству фотографий. Если некто из соображений осторожности не сделал, как ему кажется, замечательного снимка, то у него остаются бесчисленные шансы сделать другие снимки и постараться, чтобы они были не менее замечательными (хотя бы в плане «шевеленки»). В сравнении с ним фотограф, лишившийся возможности убедиться в том, что героически добытая карточка действительно хороша (в том числе с точки зрения той же «шевеленки»), здорово проигрывает.
Вообще-то я намерен говорить о безопасности фотосъемки отдельно (в главе 13). Однако актуальность вопроса побуждает меня коснуться этой проблемы, не откладывая в долгий ящик. Если хоть кто-то, прочитав эти строки, задумается, прежде чем полезет на облюбованную «выгодную» точку, я буду счастлив.